Великий немецкий композитор Рихард Вагнер (Richard Wagner) в Лейпциге 22 мая 1813. В детстве мальчик часто переезжал с родителями из города в города, поэтому учиться ему было сложно. Но он любил литературу, музыку,интересовался политикой и философией. С детства он стал сочинять музыку. В 1831 году, было публично исполнено его первое получившее признание произведение – увертюра си-бемоль мажор.
В том же году он поступает в Лейпцигский университет, где занимается музыкой, философией и другими науками. В начале 1833 в концертном зале Гевандхаус Лейпцига исполняется его симфония си мажор. В марте 1833 года он получает должность хормейстера в оперном театре Вюрцбурга. Тогда же он приступает к написанию первой оперы.
В 1834 Вагнер назначен дирижером Магдебургского театра. В 1836 году он женится. Затем он переезжает в Кёнигсберг, а затем становится дирижером немецкой оперы в Риге.
В Ригу Рихард Вагнер приехал в августе 1837 года, ему было в это время всего 24 года.
Будущий автор «Нибелунгов» снял в ливонской столице скромную квартирку на улице Калею.
Его дирижерская палочка, точнее лопатка в виде согнутой ладони хранится в Музее истории Риги и мореходства.
Когда к дирижеру приехала юная жена Монни, семья сняла просторную квартиру на улице Дзирнаву.
Говорят, что он любил проводить время в популярном клубе богемы «Иерусалим».
Но в Риге Вагнера нашли кредиторы из Кенигсберга, подали на него в суд и дело выиграли. Вагнер бежит из Риги в Париж. Ливонию Рихард Вагнер покидает летом 1839 году и больше никогда в неё не возвращается.
Во время морского путешествия Вагнер слышит от моряков легенду о Летучем Голландеце, и создает одноименную оперу (Der fliegende Hollander).
В Париже к Вагнеру приходит успех, он пишет симфоническую увертюру Фауст (Faust), работает над операми Тангейзер (Tanhauser) и Лоэнгрин (Lohengrin).
В 1842 году он переезжает в Дрезден. Композиторская слава Вагнера растет, его произведения исполняются повсюду. Но в 1848 году ему приходится бежать в Цюрих из-за подписанного ордера на арест в связи с участием в дрезденском восстании.
В Швейцарии Рихард Вагнер живёт десять лет. Он сходится с англичанкой Джесси Лоссо, затем с Матильдой Везендонк. Обе женщины замужем, начинаются скандалы, он композитор пишет литературные труды — Искусство и революция (Die Kunst und die Revolution), Художественное произведение будущего (Das Kunstwerk der Zukunft, Опера и драма (Oper und Drama). Но нельзя забывать о том, что в это же время Вагнер пишет пасквиль Евреи в музыке (Das Judenthum in Musik), где он изругал Мендельсона, Мейербера, Гейне и других еврейских деятелей культуры.
Он работает над циклом – Гибель богов (Gtterdmmerung), над оперой Тристани и Изольда.
В сентябре 1859 очередное примирение с женой. Работа продолжается. В Баварии ставятся Мейстерзингеры (1868), Золото Рейна (Das Rheingold, 1869) и Валькирия (Die Valkre, 1870). Вагнер становится лидером европейской музыки. Его избирают в Прусскую королевскую академию. Он ездит по Европе, где всюду композитора ждёт восторженный приём.
Во время поездки по Италии, 13 февраля 1883, Вагнер скончался от сердечного приступа. Тело его было перевезено в Байройт и захоронено с государственными почестями.
В Риге сегодня есть улица Вагнера. В театре, где он работал, есть Вагнеровский зал.
Написать комментарий