Петухи на Рижских башнях появились в XIII веке. Город только-только зарождался, заселялся, строился. Первыми жителями Риги были выходцы из северогерманских земель. Вместе с ними оттуда и залетели в Ригу петушки.
Первые рисунки Риги с петушками на трех башнях датируются 1547 годом. А на гравюре знаменитого художника рубежа XVI-XVII Моллина 1612 года видны уже четыре петушка.
Петухи много веков служат защитой городу– нечисть побаивается, когда петух на посту. Сидя на шпиле, петушок свысока обозревает окрестности и всегда готов предупредить об опасности. В средневековых городах он был символом бдительности.
Рига – крупный портовый город, и ее жизнедеятельность всегда напрямую зависела от погоды и от направления ветра. Так что рижский петушок еще выполнял и функцию флюгера. Именно поэтому на церковных шпилях Риги не кресты, а петушки – церкви были самыми высокими постройками города, и флюгеры на них были видны и с моря, и с суши.
Петушки по сей день украшают шпили самых старых церквей Риги – Домский собор, церковь святого Иоанна (Яна), кафедральный собор св.Екаба (Иакова) и церковь святого Петра.
Самый старый петушок восседает на шпиле церкви святого Иоанна – ему более 500 лет. При нем в Риге горели костры инквизиции, Рига воевала, разрушалась наводнениями и пожарами, но снова и снова возрождалась и восстанавливалась. Петушок с церкви святого Иоанна, наверное, и есть главный свидетель, главный символ Риги и главный ее хранитель.
Самый большой петушок украшает церковь святого Петра. Его высота – 1 метр 53 см, длина – больше двух метров, а вес – 158 килограммов. Первый петух был посажен на шпиль церкви в 1491 году. Тогда это был самый высокий деревянный шпиль в Европе – 123 метра. В башню часто попадали молнии, церковь горела, обстреливалась во время войн, и петухи долго не выдерживали. Нынешний петушок — седьмой по счету.
В семидесятые годы 20-го столетия обновили петушка на церкви святого Екаба.
На Домском соборе петушка заменили во время реставрационных работ, в 1980-м году.
Говорят, что Рижские петушки-флюгеры с одного бока были золотые, а с другого покрыты черной краской. Когда петушок поворачивался к городу золотой стороной – это значило, что ветер благоприятный, суда спокойно швартовались в порту, и торговля шла бойко. Но когда петушок показывал городу черный бок, значит, ветер дул с берега, и корабли не могли подойти к Риге. Торговля затихала.
На самом деле черной краской бок петушка покрыла сама природа. При реставрации выяснилось, что петух был полностью покрыт позолотой, но один бок, который поворачивался к городу в ненастье, почернел под воздействием морского ветра.
На Домской площади есть единственное место в Риге, откуда можно увидеть сразу трех петушков – Домского собора, церкви святого Петра и собора святого Якоба.
Сладок воздух тонкий, словно дамские духи,
И пропеть готовы звонко рижских кирок петухи.
(Юрий Галич, рижский поэт начала XX века)
Спасибо Виталию за фото.
Написать комментарий