Постоянная выставка декоративно-прикладного искусства открылась в Рундальском дворце-музее 24 мая 2012 года. Расположена она на первом этаже западного корпуса. В день открытия экспозиция располагалась в 5 залах, сейчас количество залов этой необычной выставки достигло 14.
Здесь стилистически и хронологически последовательно отражается время, от готики до югенд-стиля.
Основная идея – воссоздание образа каждой эпохи, некое путешествие во времени. Этому способствует все: и экспонаты, которые не просто выставлены на витрины, но представлены таким образом, что как бы взаимодействуют друг с другом, порой создавая отдельные сюжеты; и создание особенного интерьера, стиля, объединяющего и моду, и быт, и духовную жизнь человека; свой образ создает и неожиданное световое решение, когда от полутемных залов готики посетители постепенно передвигаются к современности, яркому электрическому свету.
Первый зал посвящен готике, ренессансу и маньеризу.
Готический стиль (от итал.gotico, от названия немецкого племени готов) – художественный стиль, который явился завершающим этапом в развитии искусства стран Западной, Центральной Европы с середины 12 до 15-16 веков.
Позднее Возрождение и маньеризм, которые приходят на смену мрачной готики – стили безудержной жажды роскоши, искусство начинает принимать более свободный и светский характер.
Полутемные залы не просто недостаточно освещены. Стены, пол потолок выкрашены в черный цвет и сами поглощают цвет.
Мы видим парадные портреты родителей Вильгельма, Курляндского герцога – Готхарда и Анны, самого Вильгельма, герцогини Елизаветы Магдалены.
Пышные наряды, темные тона, — таково было настроение эпохи.
Интерьер залов аутентичен тому времени.
В жилых домах эпохи готики было немного мебели. Чаще одежда хранилась в сундуках, шкафы делались лишь в нескольких европейских странах.
И, хоть предметов с тех пор по понятным историческим причинам сохранилось немного, здесь древняя эпоха представлена очень стильно и понятно.
Три кабинета в стиле ренессанс и маньеризм из черного дерева с инкрустацией слоновой кости, строгий готический буфет, сундук времен герцога Екаба, на котором видны гербы Курземе, фламандский гобелен начала 17 века «Царь Соломон и царица Савская».
Рядом – кубок Святой вечери из Рижской церкви Яна.
По заказу церкви:
- витражи с гербами Курляндского герцога Екаба и герцогини Елизаветы Магдалины (Курземе, около 1640 года, из церкви Тервете).
- алтарные подсвечники из церквей Елгавы, Риги, Кулдиги;
- кубок Святой вечери готической формы, Курземе, 1646 год;
- люстра с фигурой русалки. Курземе, церковь Грамздас, 1596 год;
- кресло с резной спинкой. Курземе, 17 век
Ювелирные украшения из серебра:
- кольцо Курляндской герцогини Софии, 17 век;
- сакта с инициалами Курляндской герцогини Елизабет Магдалины, 17 век;
- спиральное кольцо Кристины Софии, дочери Курляндского герцога Екаба (Курземе, 1648 год)
Второй зал
Экспозиция разместилась в бывшем помещении кухни дворца и представляет эпоху позднего маньеризма и барокко.
Маньеризм на территории Латвии мог быть представлен только при дворе герцога, например, в резном убранств церквей Курземе.
На выставке видим скамейку с гербом Курляндской герцогини Елизабет Магдалины (Курземе, Елгава, црковь святой Троицы, мастер Тобиас Хейнц, 17 век), в технике интарсия.
Также в зале представлена мебель в стиле барокко, эпитафии, церковная утварь. Предметы из церкви из церквей Калдабруняс.
Среди эпитафий из церквей Бауски:
- фрагмент эпитафии с гербами владельцев имения Pāces Nikolosa fon Brunova и его жены (Бауска, Dītrihs fon Ceics, 1677 год);
- фрагмент эпитафии аптекаря J.G. Vitiga с портретом его жены (Бауска, Dītrihs fon Ceics, 1672 год).
Интересны еще два экспоната — сундук из церкви Apriķu с гербами Ernsta fon der Ostena-Sakena и его супруги Elizabetes (Курземе, 1644 год) и угловое кресло (Курземе, конец 17 века).
Из мебели — буфет начала 17 века (с интарсией) и буфетный шкаф (Фландрия, примерно 1630 год).
Привлекает и посуда – голландский фарфор, фаянс, вазы с монохромной гаммой.
Здесь можно увидеть не только вещи, представляющие большую художественную ценность, но и предметы повседневного быта – бывшая кухня с открытыми каминами. Отделка каминов входит в коллекцию фарфоровых фризов, но рядом – дрова на козликах, кастрюли, сковородки.
Третий зал
Пройдя за кухню, мы снова возвращаемся в прошлое и попадаем в эпоху ренессанса.
Ливонская война, политические обстоятельства не дали возможности развиваться на территории Латвии искусству Ренессанса. Есть только отдельные декоративные детали. Например, при раскопках руин Пилтенского замка были найдены ложки конца 16 века.
Но Ренессанс все-таки представлен – например, ренессансные сундуки. И здесь же находится самый старый предмет коллекции Рундале – «свадебный сундук» начала 15 века (семейная мастерская Эмбриаки, Венеция).
Четвертый зал
Зрелое барокко. Два гамбургских кабинета – работа южногерманских и голландских мастеров, ореховые шкафы.
Представлены работы мастеров серебряных, золотых дел Латвии. Серебряная посуда, различные предметы домашнего обихода, чаши, алтарные вазы, подсвечники.
Здесь выставлены высокохудожественные работы мастеров Курземе и Видземе, среди которых:
-“Dālderu kanna”. Курземе, Елгава, J.H.Glandorfs. 1742 год; - алтарный подсвечник. Курземе, Лиепая. Hinrihs Pēmellers. Конец 17 века;
- коробочка для облаток с гравюрой герба fon der Brigenu. Курземе, Лиепая, J.D.Romanovskis, 1748 год;
- люстра. Курземе, конец 17 века.
Пятый зал
Позднее барокко. Ленточный орнамент как основной элемент декора. Интарсия.
Здесь мы видим оригинальную печь Рундальского дворца мастерской Ивана Ушакова (30-е гг. 18 века).
Еще один особо ценный экспонат – секретер, подаренный в первой четверти Рундальскому дворцу соседом, хозяином поместья Швиркалес муйжа , фон дер Бригеном.
Музей истории Риги и мореходства передал на выставку интарсию герба курземской герцогини Элизабеты Магдалены, фрагменты готической и ренесанссной мебели из коллекции Паула фон Транце. Из Национального музея истории Латвии – рижские бароккальные шкафы с интарсией и чугунная ступа XVII века, которая находилась, по версии Иманта Ланцманиса, в дворце Гротхусов, разрушенном при строительстве Рундальского дворца. Из Латвийского этнографического музея расписанные сундуки из церкви Априкю. Серебрянные предметы Курземского барокко – от лютеранской евангелической общиной из Нурме.
Шестой зал
Здесь представлена коллекция печной керамики. Главным образом коллекция включает печи XVIII века из поместий Латвии Aisteres, Lādes, Līvberzis, Puzes, Popes, Zlēku, из жилых домой Риги и Вентспилса.
В витринах можно увидеть отдельные печные изразцы, а другие в виде блоков расположены у стен, большей частью выполненные в технике кобальтовой росписи.
4 печи установлены в другой части экспозиции, в помещениях стиля рококо и классицизма, а еще 4 печи из латвийских поместий можно увидеть в западной части дворца на втором этаже.
Печь из поместья Априки под Вентспилсом (Курземе, 1745 год).
Можно увидеть и кафель 18 века, созданный Рижскими мастерами (с ул.Маскавас, 190).
Известно, что в Латвии весь 18 век были популярны печи, что соответствуют стилю рококо, барокко и классицизма – с черной глазурью.
“Достоверно известно, что первые мастера-печники прибыли в Рундале из Санкт-Петербурга по приказу Анны Иоановны. Возглавлял их мастер Иван Ушаков — под его руководством были сложены дворцовые печи,” – пишет Имант Ланцманис.
Седьмой зал
Экспозиция церковного искусства.
Коллекция церковной утвари и фрагментов декоративных украшений, скульптурные алтари, эпитафии, изделия из серебра, олова, стекла, латуни, люстры, — собрана из лютеранский и католических церквей Krimuldā, Ziemupē, Gramzdā, Piltenē, Augstkalnē, Valtaiķos, Stendē, Trikātā, Strutelē.
В заброшенных церквях, начиная с 60- годов 20 века, были найдены и перевезены в Рундале. После восстановления независимости Латвии часть коллекции была возвращена возрожденным церквям, часть осталась, например, фигуры ангелов из церкви Грамзда, фигура апостола (работа 17 века), витраж “Kristus Augšamcelšanas” из церкви Тервете 1614 год, кафедра украшенная орнаментом из церкви Триката, 1725 год, шкаф с гербами Karla fon Firksa и его жены Gertrūdes Margarētes (Курземе 1719 год), алтарная картина “Svētais vakarēdiens” из церкви Пенкуле (1691 год).
24 мая 2015 года были открыты еще три зала постоянной выставки «От готики до югендстиля» — здесь представлен стиль рококо и охватывает период 30-70-е гг. 18 века.
Первый зал.
Двери и кресло из дворца поместья Свете, резиденции герцога Петра, являются, несомненно, особенно важным экспонатом. В этом поместье герцог Бирон 14 октября 1779 года сделал предложение Анне Доротее фон Медем.
Здесь же мы видим дубовый шкаф из герцогской библиотеки – это единственный оригинальный предмет, который сохранился из мебели Рундальского дворца 60-х годов 18 века.
Печь из Вентспился 18 века.
Второй зал
«Зеленый зал» отделан резными стенными панелями зеленого цвета с серебром в стиле рококо. Панели – с севера Курземе, из поместья Пузес. Это уникальный пример в Латвии использования деревянных стенных панелей. Поместье Пузес давно разрушено, но панели были спасены в 1964 году и реставрированы в 2014-2015 годах.
В «Зеленом зале» находится и сохранившаяся печь из поместья Пузес.
Третий зал
Фарфоровый кабинет.
Фарфоровые изделия из Европы XVIII века, посуда и декоративные изделия из Мейсена, Берлина, Людвингсбурга, Шантильи, Севра, Санкт-Петербурга.
Особое внимание придавалось в 18 век вазам-ароматницам.
В этом зале также можно увидеть две редкие аллегорические фигуры работы Карла Христиана Фика.
Зал классицизма
Стиль, пришедший на смену вычурному барокко и рококо. Классицизм – это строгость, изящество, солидность.
Самая большая стена отведена французскому классицизму, другая стена отведена Англии.
По эскизу английского мебельщика-дизайнера Томаса Ширатона в Латвии был сделан стул из красного дерева, который когда-то находился в усадьбе Gatartas, здесь же английский деревянный стол и фаянсовый сервиз мануфактуры Веджвуд.
Русский классицизм представлен двумя креслами – одно кресло из Зелёной столовой Екатерининского дворца в Царском селе, а второе из Зимнего дворца времен Павла I.
В Латвию классицизм пришел в конце 18 века. В экспозиции находится зеленый стул герцога Петра Бирона (1880 год) и терина (1793 год, Кулдига). В 1790 году герцог Петр Бирон заказал сервиз из трехсот предметов на Берлинской Королевской фарфоровой мануфактуре с так называемым “Курляндским декором” – каёмка в виде подвески с бантами (ламбрикен), роспись – бабочки и полевые цветы. Из этого сервиза в зале представлена посуда для льда (это дар одного из потомков герцогского рода Герхарда Вульфиуса, который ныне проживает в Германии). Так же здесь представлена тарелка, как вариант «Курземского сервиза». В 1795 году герцог Петр Бирон увёз самые ценные вещи из Рундале и других дворцов Курземе в свои владения в Силезию и Богемию. Сотрудники Рундальского дворцового музея вложили много труда, чтобы собрать рассеянные по миру ценности. Некоторые из них находятся на выставке «От готики до югендстиля».
АМПИР
Ампир (от франц empire – империя) – стиль позднего классицизма. Возник в эпоху Наполеона. Ориентируется на образцы античного а также древнеегипетского искусства.
Создателями стиля ампир считаются Шарль Персье и Пьер Фонтен – придворные архитекторы императора Наполеона.
Стиль отражает культ личности Наполеона. Это холодный стиль, но гордый. Это самодостаточность и возвышенность во всем.
В композиции ампира властвует симметрия. Центром интерьера, как правило становится камин из белого мрамора , окруженный мебелью для сидения, которая повторяет греческие формы (так входит в моду греческий стул клисмос).Боковые части камина превращаются в скульптурные изображения льва, лебедя, крылатого сфинкса. Широко применяются табуреты на скрещенных ножках, кушетки. В орнаменте также использованы мотивы Древней Греции: мечи, копья, шлемы, лавровые венки с вплетенными инициалами Наполеона. Секретеры, кабинеты, кресла в большинстве своем имеют подчеркнуто строгие элегантные очертания.
Главным сотрудником Персье и Фонтена были знаменитые мебельщики Жорж Жакоб и его сын, известный под именем Жакоб-Демальте (1770 -1841).
Два периода ампира:
- Консульский период – ему присущи простые греческие формы мебели, без бронзы
- Ампир как таковой или зрелый ампир
– мебель с большим количеством позолоты
- прямые подлокотники
- прямые спинки
- неудобная мебель, но везде подкладывали подушки.
Помещение декорируется торжественными атрибутами прошлого, символами римского и египетского величия.
В моде клеевая краска. Живопись выходит из моды, приходят гипсовые барельефы.
Комнаты приобретают свое назначение. Появляются постоянные места для столовой, библиотеки, ванной комнаты, спальни, музыкальной гостиной и т.д.
В моде ковры с геометрическим рисунком, потолки также расписываются геометрическим орнаментом.
В моду входят стальные раскладные кровати (как походная мебель Наполеона).
Детали интерьера напоминают тему египетского похода Наполеона.
Обилие лебедей – символ Жозефины.
Появляются ванные комнаты, как подражание античности, псише – зеркало овальной формы на шарнирах, для путешествий.
В моду вошла вышивка бисером на античные темы, скульптуры и бюсты в греческом стиле.
Ампирный стиль в интерьерах Рундальского дворца появился лишь в начале 19 века, при новых владельцев Зубовых и Шуваловых. Во время восстановительных работ в 1813 году стены многих помещений были оштукатурены и в верхней части расписаны фризом в стиле ампир. Реставрационные работы 20-21 веков, проведенные под руководством его выдающегося директора Иманта Ланцманиса, дают возможность снова вернуться в ту далекую эпоху.
1.Шкаф витрина с львиными ножками
2.Карточный столик с курульными ножками
3.Вертикальный секретарь
4.Комод с позолоченными бронзовыми украшениями
Вертикальный секретарь и комод представляют собой часть мебельного комплекта.
5.Банкетка с резными головками лебедей, исполненная по эскизам Андрея Воронихина в 1804 году для Марии Федоровны, супруги императора Павла I. Находилась среди других предметов мебели в Павловском дворце. Как попала в Ригу – неизвестно. Остальной комплект и сейчас находится в Павловском дворце.
- Монументальные бронзовые часы с изображением богини Дианы с оленями с малахитовой подставкой. Они изготовлены на заводе Санкт-Петербурга мастером Андреасом Шрайдером для 1 мануфактурной выставки открывшейся 15 мая 1829 года.
- На выставке представлены 5 бронзовых каминных часов.
- Интерес представляют часы, встроенные в фарфоровую вазу.
- Стиль ампир ярко проявился и в изделиях из фарфора. На выставке представлен французский, русский, немецкий фарфор. Среди них:
а) сервиз для завтрака «тет-э-тет» 1814 года, т.е. еще в период наполеоновской эпохи, изготовленный на Севрской мануфактуре. Это, особый сервиз, так как их изготовляли на мануфактуре в малых экземплярах.
б) особую ценность представляет роскошная ваза, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе и расписанная художниками этого завода Василием Мещеряковым и Семеном Головым (1786-185…). Тоже очень редкий и ценный экспонат. - Изделия из серебра этого времени.
- Портреты той эпохи. Среди них портрет Шарлоты Карловны Ливен (1742-1828), урожденная баронесса Гаугребен, Она, по просьбе Екатерины II, стала воспитательницей детей Павла I. За заслуги получила титул в 1826 году светлейшей княгини.
- Диван и стол по рисункам архитектора Карла Ивановича Росси (1775-1849) нач. 19 века
- 3 кресла начала 19 века
- 2 стула конца 18 века
- Круглый столик с львиными ножками.
БИДЕРМЕЙЕР
Бидермейер – стиль преуспевающего буржуа, художественное направление, сложившееся в искусстве, архитектуре и дизайне Германии и Австрии в 1815-1848 годах. Стиль назван в честь литературного персонажа, созданного поэтом Эйхродтом.
Бидермейер считается одним из направлений романтизма, но в то же время обладает и некоторыми чертами ампира.
Характерно смешение набора мебели, преобладание множества мелких предметов.
Изменилась форма штор, появилась тенденция создать тень, затемнение.
Жюи – модная ткань. На льне – набойный рисунок с обязательным сюжетом.
В моду входят мелкие пейзажи, портреты, рыцарская тематика, готика.
Обилие деталей. Драпировок, маленькие помещения.
После военных походов, разлук, гибели близких, семья – главный ориентир. Появляются угловые диваны, на которых с комфортом может расположиться вся семья. В моду входят семейные портреты.
В Латвии культура бидермейер представлена достаточно широко. В Курземе этот стиль представлен в имениях Lestene, Aizupe, Struteles, Rudes, Gaļku, Oksles, в Видземе — Gatartas, Aumeistaru, Vecates, Dures.
Типичная мебель в стиле бидермейер состояла из дивана и стола, вокруг которого расставлялись стулья. Постаменты с обеих сторон дивана, над диванами – картины, гравюры или акварели.
Мастера из Латвии в основном использовали для производства мебели красное дерево или березу. Сельские мебельщики использовали боле дешевые породы деревьев, но придавали им вид благородного дерева.
Различны аксессуары декорировались вышивками.
На выставке можно увидеть большой комплект мебели из коллекции заслуженного художника Латвии Ромиса Бэма (1927-1993), который составил основу мебельной коллекции стиля бидермейера. Ромис Бем завещал всю собранную им коллекцию Рундальскому дворцу.
Диван карельской березы из коллекции, подарок музею.
Из Берлина накануне открытия зала были получены вазы Берлинской мануфактуры, которая славилась хорошим качеством, но была малосерийным производством, как Севр. Вазы датированы примерно 1830 годом. На них изображены дельфины, герань, розы.
Во времена бидермейера разводили цветы не только в садах, но и в комнатах, где стояли жардиньерки полные зелени и если их не было в комнате, то их вышивали на подушках, которые лежали на диванчиках.
Такие подушки можно видеть в салоне:
- подушка, Западная Европа, середина 19 века;
- подушка, Латвия, вторая четверть 19 века;
- подушка, Латвия, середина 19 века;
- вазы (2). Германия, Берлин, Королевская мануфактура 1832-1840;
- ваза с пасторальным рисунком. Германия, 19 век, первая четверть.
На выставке в салоне находятся: - постаменты (2). Латвия (?) первая половина 19 века;
- карточный стол. Латвия, 19 век 40-е годы;
- стол ручной работы. Латвия (?) 19 век, первая половина;
-софа. Латвия, 19 век первая половина; - кресла с подлокотниками. Латвия, 19 век;
- кресло. Латвия, 19 век;
- кресло (2). Латвия, 19 век 40-е годы;
- столик. Латвия (?). 19 век первая половина;
- секретер. Латвия, 19 век вторая четверть;
- зеркало. Латвия (?). 19 век, первая половина;
- зеркало. Латвия. 19 век, вторая четверть;
- покрывало. Латвия (?). 19 век, середина.
Кроме этого на выставке в салоне представлены картины, графика, миниатюры, портреты: - «Женский портрет», графика, Георг фон Лишевич. Латвия, Рига, 1848 год;
- «Женщина с собачкой», рисунок, Георг фон Лишевич. Латвия, Рига, 1848 г.;
- «Klusā daba ar medījumu». I.H.Baumans. Латвия, 1824 год;
- «Развалины Добельского замка» H.F. Vēbers. Латвия, 1793 год;
- «Женский портрет», миниатюра, J.L.Eginks. Латвия, 19 век, конец 40-х годов.
В фарфоровом производстве вазы в стиле бидермейер были с более простым декором и использовались для непосредственной задачи – как вазы для цветов. Столовые, кофейные и чайные сервизы уже не были предметом роскоши люкс — класса, а предназначались для массового производства. Эту тенденцию воплотили на Кузнецовских фарфоро-фаянсовых фабриках России. Одна из них, фабрика по производству фарфора и фаянса, была основана в Риге в 1841 году Сидором Кузнецовым.
Изделия из стекла стали также более доступными.
В салоне представлены: - кружка с блюдцем. Латвия, Рига, фабрика Кузнецова, середина 19 века;
- корзина для фруктов. Россия, Петербург, мастер Дитрих Тидеманис;
- десертный комплект для фруктов. Россия. Санкт-Петербург. Императорский
стекольный завод, 19 век.
Некоторые из выработанных в стиле Бидермейер форм служат образцом практичной, целесообразной и удобной мебели, которая не утратила своей актуальности и по сей день.
Именно с произведениями этого стиля, сложившимися при потомках Шуваловых, можно познакомиться в экспозиции Рундальского дворца.
Написать комментарий