Кришьянис Валдемар (Krišjānis Valdemārs) родился 2 декабря 1825 года около города Талси, в усадьбе Вецюнкури. Среднее образование мальчик получил в Сасмаки (сегодня Валдемарпилс), Пуни и Лубэзере.
Он начал работать в Эдоле помощником писаря. В Эдоле юноша основывает первую публичную библиотеку книг на латышском языке.
Тогда же Валдемар создает первый литературный кружок. В нём участвует несколько учителей, местных журналистов, клерков – представители уездной интеллигенции. Но даже невинные темы, обсуждаемые молодыми людьми вызывают неприятие местной знати – в первую очередь из-за вопросов «латышскости» и немецкой среды. По требованию немецких баронов (помещиков) кружок распущен властями.
Валдемар отправляется в Елгаву, где продолжает учебу в гимназии (поступает в неё в возрасте 24 лет), а затем становится студентом Дерптского университета (сегодня – Тарту, Эстония).
В университете, в 1854 году, Кришьянис Валдемар впервые делает важнейшее в то время «политическое заявление» — он публично объявляет себя латышом (все остальные студенты из Латвии скромно объявляли себя «немцами»). В эпоху, когда быть латышом означало быть невежественным и тупым крестьянином, занятие позиции означало многое.
Валдемар буквально пробуждает от спячки латышских студентов Тартуского университета. По их примеру и другие молодые люди в других заведениях перестают стесняться национальности.
Валдемар пишет много статей на тему национальной принадлежности, образования, национального самосознания. Газеты отказываются их печатать, не желая обострять отношения с немецкой верхушкой.
И тогда Кришьянис Валдемар вместе с другими деятелями зарождающейся культуры, среди которых Кришьянис Баронс и Юрис Алунан, основывает газету на латышском языке «Петербургас авизе» (“Петербургская газета”). Газета издается с 1862 по 1865 год. Она пишет обо всём, начиная экономикой, и заканчивая вопросами религии и мироздания. Разумеется, упор делается на темы о месте латышского народа и латышского языка, в противопоставлении немецкому влиянию. Газету закрывают власти по требованию немецких баранов, но её вклад в развитие самосознания латышского народа неоспорим.
Младолатыш Валдемар, как и другие представители движения, считал необходимым действовать в союзе со славяновфилами, перейти к общероссийской системе образования и экономического устройства, лишив немецких помещиков привилегий.
Валдемар работает в российском министерстве финансов, публикует работы по организации экономики, в основном, по развитию торгового флота России. Правительство России поручает Кришьянису Валдемару разработать и начать претворять в жизнь планы развития судоходства в России.
Именно Валдемар создает первые мореходные училища в Латвии, которые готовят капитанов и штурманов для кораблей торгового флота.
Одновременно Кришьянис Валдемар изучает вопросы литературы, фольклора и языкознания. Ему принадлежит известная в Латвии изречение: «Латыши нуждаются в трех вещах: во первых, в школах, во-вторых, в школах и, в третьих, в школах».
Любопытно, что известному экономисту и деятелю правительства России запрещается въезд в Латвию, части Российской империи – это решение принято прибалтийских немецкими дворянами. Но юридической силы оно не имеет. Попытки отдать Валдемара под суд за «нападки на Латвию» проваливаются, в первую очередь из его поддержки правительством России.
Выдающийся общественный деятель, один из основателей современной культуры Латвии, один из основателей современного морского дела в Латвии и в России, известный российский экономист, младолатыш Кришьянис Валдемар скончался 7 декабря 1891 года в Москве. Прах его доставлен в Ригу, где он похоронен на Большом кладбище.
Одна из центральных улиц Риги носит имя Кришьяна Валдемара. В 1926 город Сасмака Латышская республика переименовывает в Валдемарпилс. С тех пор название города не менялось даже при советской власти, хотя улицу Валдемара в Риге переименовывали в улицу Горького по прихоти новых властей.
Другие статьи по теме:
Написать комментарий