Первое театральное представление состоялось в Риге в 1205 году.
Еще и десяти лет не прошло, когда впервые появились на территории Латвии Орден братства рыцарства Христова с целью обращения местные племена в христианство.
В 1201 году началось укрепление Риги, здесь обосновались резиденции магистра Ливонского ордена и епископа. Епископское подворье с каждым днем росло и становилось более влиятельным – сюда постоянно прибывали новые священнослужители в сопровождении новых рыцарских ополчений. Воины Ордена из Риги отправлялись в военные походы по всей стране, насильственно принуждая ливов, куршей, земгалов и другие племена древней Латвии отречься от язычества и принять христианскую веру.
Но духовенство понимало, что только огнем и мечом невозможно заставить язычников принять веру Христову, поэтому использовало различные способы воздействия на местное население.
Так было решено устроить на городской площади «представление о пророках». Подобные зрелища, полулитургические спектакли, в то время были в традициях западноевропейских средневековых городов.
В основу сюжета были взяты сказания из Нового завета. После смерти Деворы израильтяне снова стали поклоняться языческим богам, за что Яхве покарал их на семь лет, «предав в руки» воинствующих кочевых племен, «в ежегодных набегах отнимавших урожай». (Суд. 6, 1-16). Гедеон — герой-воитель, «муж силы», один из «судей израильских» — с Божьей помощью разрушает жертвенник языческого бога Ваала, а затем побеждает «кочевых хищников», возвращая своему народу свободу и благополучие.
Понятно, что эта библейская история была выбрана не случайно. Она показывала, что насильственное обращение в христианство делается только для их же блага.
Подробно о первом известном нам театральном представлении рассказывается в хронике Генриха Латвийского:
«В ту же зиму было устроено в центре Риги прекрасное представление о пророках для того, чтобы язычники учились начаткам христианской веры, смотря на деяния веры. Содержание этого представления весьма тщательно передавалось переводчиком присутствовавшим новообращенным и язычникам. Когда воины Гедеона стали сражаться с филистимлянами, язычники, боясь, что их убьют, побежали, но их успокоили и позвали назад… это представление было как бы началом и предвестием будущего: в этом представлении были войны – Давида, Гедеона, Ирода; было и учение Ветхого и Нового завета, и действительно, во многих последовавших войнах должно было быть обращено язычество, а в учении Ветхого и Нового завета оно должно было получить наставления, как прийти к истинному миротворцу и жизни вечной».
Написать комментарий